Дизайнер - это технолог жизни. Все, чего касается дизайнерская мысль,
становится не только красивым, но удобным и функциональным.
Сфера дизайна охватывает множество направлений - промышленный дизайн,
организация городской и сельской среды, проектирование интерьеров и рекламы.
Задачи дизайнера определяются интересами и запросами общества.
Вообще, что такое "дизайн среды"? Под "средой" здесь
понимается готовое пространство, а оно, в свою очередь, может быть закрытым или
открытым. В первом случае дизайнер проектирует интерьеры, во втором - ландшафт.
Например, существуют декораторы - и это целая философия. У нас нет традиции
декорирования интерьеров, в эту область вошли и архитекторы, и художники. То же
самое можно сказать и про ландшафт. Главным идеологом выступает один человек –
архитектор.
Ландшафтный дизайн - новое перспективное направление. Горожане XXI в., уже
порядком уставшие от окружающих их со всех сторон каменных джунглей, всё чаще
обращаются к мыслям о природе. Возникшая в далёкие времена идея художественного
обустройства земельных участков, или создания ландшафтных композиций, не
утрачивает своей актуальности и до сих пор. Эти «уголки растительного мира»
призваны создавать людям настроение и поддерживать их связь с природой, украшая
собой городской парк, пространство перед офисом или же участок загородного
дома.
История профессии
Своим рождением ландшафтный дизайн обязан традициям садово-паркового
искусства прошлых веков. Внешнее убранство старинных замков и усадеб может
подсказать дизайнеру множество идей.
Пейзажный парк - самое важное из того, что внесла Англия в архитектуру XVIII
в. В отличие от регулярного (французского) парка, в котором дорожки и аллеи
прокладывали по строгой, геометрически правильной схеме, в пейзажном парке
создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы. Идеалом такого парка был
девственный лес, в котором не чувствовалось присутствия человека и современной
цивилизации. Придумали пейзажный парк именно англичане, поэтому его нередко
называют английским парком.
Новые веяния в архитектуре XIV—XV вв. были связаны с учением буддийской
секты Дзэн (Созерцание). Секта призывала не только любоваться природой, но и
стремиться увидеть в ней общие законы мироздания. Приобщаясь к природе, можно
найти путь к истине, просветлению. Важным новшеством дзэнских монастырей стали
особые символические сады, где на небольшом участке земли художник настолько
искусно располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, созерцающего
сад, создавалось впечатление далёкого пространства. В дзэнских садах обычно не
было цветущих растений. Главными элементами композиции такого сада были камни,
тщательно подобранные по размерам и форме, и вода, которая могла быть как
настоящей — в виде водоёма или ручья, так и символической — в виде песка или
гальки. Символичность японского искусства достигла вершины в «сухих
ландшафтах». Реальное пространство сада такого типа невелико. Оно недоступно и
предназначено для созерцания извне. Такой сад — не фрагмент природы, но ее
символ. Не имеет особого значения материал — поверхность песка или гравия может
обозначать воду, нагромождение камней — водопад; здесь нет, или почти нет,
растений. Ландшафтное искусство становится монохромным, как живопись тушью
(точность сравнения с живописью, впрочем, относительна — композиция сада
создавалась с тонким учетом пространственно-временных эффектов, которые
возникают при переменах положения зрителя). Одна из лучших композиций такого
типа — сад камней Рёандзи в Киото (начало XVI в.).
Профессия в современности
С течением времени представления о красоте меняются, достижения науки, и
новые технологии также оказывают влияние на окружающий мир. Именно поэтому
современные дизайнеры по ландшафту опираются в своём творчестве, как на
классические традиции, так и на стили, возникшие совсем недавно. Современному
дизайнеру по ландшафту необходимо быть в курсе всех новинок и последних течений
в мире дизайна. Хотя порой бывает довольно накладно перекапывать к новому
сезону весь участок или переносить в другой угол альпийскую горку. Отдавая дань
изменчивой моде, дизайнеру крайне важно не утратить вкус и чувство меры, не
поддаться искушению использовать лишь самые дорогие и ультрамодные материалы.
Выдающиеся люди данной профессии
Луи Лево (около 1612—1670),
Жюль Ардуэн-Мансар (1646—1708),
Андре Ленотр (1613—1700) - выдающийся декоратор садов и парков
Уникальные стороны профессии
Человеку этой профессии помимо художественного вкуса и пространственного
мышления необходимы всесторонние знания как технических, так и гуманитарных
дисциплин, ибо при разработке успешного проекта ему приходится выступать в роли
архитектора и конструктора, технолога и механика, а также искусствоведа,
садовника и флориста. Ему предоставлены широкие возможности для проявления
художественного вкуса и творческих способностей, ведь, воплощая свои идеи, он
может составлять композиции, используя самые разнообразные объекты и материалы:
клумбы с посадками, композиции из дерева, камня, ракушек, стекла, всевозможные
виды газонов, дорожки, беседки и даже декоративные водоёмы. Дизайнерская
фантазия ограничена лишь условиями климата, пожеланиями клиентов, их социальным
статусом и финансовыми возможностями.
Мастер ландшафтной архитектуры подобен скульптору, когда «лепит» поверхность
земли, подчеркивая ровность партера бархатистой фактурой тщательно ухоженной
стриженой травы, а крутизну склона — террасами или подпорными стенками, и
формирует купы свободно раскинувшихся или геометрически правильных деревьев и
кустарников. Как живописец, он «пишет» пейзаж яркой зеленью травы, светлыми
тонами ив и берез, темными — каштанов и дубов. В отличие от живописного полотна
произведение ландшафтного архитектора постоянно меняется в зависимости от
времени года и дня, и он обязан предусмотреть, как оно будет выглядеть и в
осеннюю пору буйства красных и желтых красок, и зимой, когда это буйство
сменяется графической строгостью черных веток и стволов на фоне белизны снега.
Его можно сравнить, наконец, и с режиссером, когда он последовательно
разворачивает в пространстве ряд сменяющихся картин, чередует ближние и дальние
планы, умело размещает природные и архитектурные акценты, заставляя зрителя
остановиться там, откуда он увидит красоту преображенной природы во всей ее
гармонии.
Есть одна особенность, которая отличает творчество архитектора ландшафта от
творчества других архитекторов: если автор здания или сооружения видит
результат своей работы сразу по окончании постройки, то архитектор ландшафта
сможет увидеть окончательное воплощение своей мысли только через много лет.